Как определить целевую аудиторию сайта
17 ноября 2020
Друзья, всем привет! Эта статья поможет понять зачем нужны цели сайту перед началом продвижения и почему без них не будет работать продвижение сайта.
Цель – это метрика, которую нужно достичь. Цели ставят чтобы вести контроль над процессом выполнения задачи.
Обычно, и это скорее всего правильно, цель – это цифровая метрика.
Когда ко мне на продвижение приходит новый проект вторым этапом сразу после первого этапа – изучения ниши, я формирую цели и выношу их на обсуждение с заказчиком.
Если заранее не обозначить цели, при дальнейшей работе могут начаться манипуляции со стороны заказчика, что чревато его негативом.
Это происходит потому что все мои заказчики – бизнесмены и предприниматели – очень занятые люди, поэтому им в голову могут закрадываться сомнительные мысли особенно это касается времени, когда заказчик начинает фантазировать (придумывать) по поводу своего бизнеса или ему в ушки кто-нибудь начинает подливать своей мочи, к примеру, конкуренты.
В такие порывы заказчик может нагенерировать много безумных идей, которые будут расходиться с изначальными целями нашего сотрудничества. И более того, потерять причинно-следственные и временные связи в проекте. А все, что расходится с целями в голове у человека вызывает негатив.
Но это уже психология, в которую я не полезу, по крайней мере, в рамках этой статьи.
В самом начале статьи я обозначил цель как исчисляемую метрику, которую нужно достичь.
Все верно описано, но недостаточно глубоко.
Чтобы понять смысл цели нужно привести пример – оценки в школе. Если ты не выучил урок, учитель ставит тебе двойку.
Двойка – это твоя достигнутая цель, хотя изначально ты рассчитывал получить пятерку. Пятерка – твоя прогнозируемая цель.
Итак, у нас есть:
Иногда мои прогнозируемая и достигнутая цели не совпадают. На это есть причины: объективные и случайные.
Со случайными причинами все очень просто – я не могу влиять на их наступление.
Объективные причины – мой косяк. Такое случается, но не часто. Я стараюсь избегать в своей работе факторов, на которые не могу влиять, тем самым свожу объективные причины к минимуму.
Цель может быть основана только на объективной причине. То есть на пути к цели я работаю с объективными показателями, на которые сам могу влиять.
К примеру, я могу влиять на трафик с сайта, или на рост видимости сайта, если проще, то на количество товарных позиций и групп товаров, а также количество статей, но не могу влиять на продажи, потому что продажи – это задача вне моей компетенции, ей должен заниматься специально обученный человек – менеджер по продажам.
Задача продаж – вне рамок сайта. Но задача сайта – рост лидов. Лид, как известно, не конечная продажа, а заявка. И задача менеджера по продажам довести лид, полученный с сайта, до конечной продажи.
У каждого специалиста свои задачи: задачи интернет-маркетолога отличаются от задач менеджера по продажам, но они могут быть смежными.
Постановка целей в проекте – это долгий и, может быть, итерационный процесс, по крайней мере, у меня.
Прежде чем иметь представление о возможных вариантах целей, которые можно выжать из проекта, я беру и изучаю нишу клиента.
Это не просто просмотр его сайта и пары сайтов конкурентов, а это фундаментальный процесс, который включает анализ среза по избыточному кластеру поисковых фраз в нише.
Если я начну ограничивать себя сегментным анализом, то с вероятностью 70% упущу список с вариантами целей, которые я мог бы предложить заказчику и заработать себе и ему денег.
Может кто-то из моих читателей думает, что я занимаюсь благотворительностью, продвигая сайты, но нет, все гораздо проще – я хочу заработать на продвижении, так же как мои заказчики хотят заработать на своем бизнесе.
И чтобы нам с ними говорить на одном языке у нас должны быть общие понятные измеримые цели, достигнув которые мы оба заработаем.
Для сайта, как представительства бизнеса в интернете, может быть только одна цель – достижение количественного значения по какому-либо показателю, измеримому в рамках сайта.
А вот показателей может быть много:
и еще множество других.
Тут важно понимать, что любая цель должна быть применима к нише, то есть я предполагаю, что посетитель может выполнить запланированный мной сценарий поведения на сайте и этот сценарий будет уместен для текущей ниши.
Если рассматривать, к примеру, нишу междугородних трансферов, то можно предположить, что посетитель следует 2 сценариям:
1 сценарий: трансфер мне нужен сейчас или сегодня – срочно;
2 сценарий: я планирую поездку на дату.
Стратегия продвижения этих направлений будет различаться, а цель в обоих случаях будет одинаковой – забронировать место в автобусе, то есть лид.
Но если рассматривать разные типы страниц: коммерческую с определенным трансфером и информационную со статьей о достопримечательностях города, цели у страниц будут разные.
У коммерческой страницы целью будет получение заявки (лида), а у информационной – время чтения.
Пример очень простой и очевидный, но он дает понимание, о чем я пишу в этой статье.
Теперь я усложню пример. Рассмотрим 2 коммерческие страницы: индивидуальный и групповой трансферы. Глобальная цель обоих страниц остается прежней – получение заявки, но микроцели будут разные.
Задача страницы с индивидуальным трансфером – получить больше заявок в разное время отправления.
Задача страницы с групповым трансфером – получить больше заявок в одинаковое время отправления.
Направление в обоих случаях не столь важно, потому что у компании, как правило, представлено много вариантов направлений, другими словами, куда получу заявки – туда и повезу. Это такой бизнес.
Чтобы отслеживать микроцели, на сайте должен быть функционал для этого – калькулятор поездок, где посетитель выбирает направление, время и тип трансфера.
Каждый шаг может быть микроцелью. Собрав статистику по таким микроцелям, я могу предложить клиенту открыть или закрыть направления, создать новые разделы на сайте, скорректировать расписание или написать несколько информационных материалов.
В микроцелях кроется мастерство интернет-маркетолога, ведь глобальные цели и так всем понятны: заказ, добавление в корзину и т.д.
А вот, что скрыто между добавлением в корзину и выбором товара — понимают не все. Для этого я использую микроцели. А накопив статистику по микроцелям я провожу аналитику, которая на цифрах мне расскажет, где я сейчас и что мне нужно сделать еще чтобы достичь целей.
Многие мои коллеги выполняют свою работу бесцельно, то есть у них нет целей, которые они ставят перед сайтом и, более того, у них нет заказчиков, которые ставят им цели.
Они работают по принципу: я продвигаю сайт, чтобы клиенту продвинуть сайт.
А клиент заказывает продвижение сайта, чтобы у него был продвинутый сайт.
Все выполняют работу, а для чего – никто не знает.
В таком случае продвижение сайта не несет в себе никакого смысла, а, значит, оно не работает, оно никому не нужно. Какой смысл в том, что ты продвинул сайт по запросу, если никто не знает сколько заявок получил твой заказчик с выполненной работы. Или ты продвинул сайт по пустому ключу, который не несет в себе трафик.
Я ставлю цели для сайта для себя и только во вторую очередь для заказчика моих услуг.
Если я не поставлю цели сайту, то я не буду знать, что делать с сайтом сегодня-завтра-послезавтра, я буду ничего не делать, а мой заказчик не будет получать отдачу от сайта, который я продвигаю.
Если у меня не будут поставлены цели в проекте у меня не будет мотивации вести по нему работу. Это все равно, что если бы я работал seo-агентстве — бесцельно тыкал сайт и конкурентов, не понимая куда я двигаюсь.
Цели — это понятный мне план продвижения сайта, показатели, которых я должен достичь. А достигнув их, я поставлю себе новые показатели. Только так можно развиваться.
Через месяц-два он начнет задавать вопросы – а почему позиций у сайта нет? А почему трафик на сайте не растет?
Но таких целей мне не ставилось…
И клиент уходит. Он не заработал с сайта, а я не заработал с клиента. Это не нужно ни мне, ни моему клиенту.
17 ноября 2020
17 ноября 2020
17 ноября 2020
17 ноября 2020
17 ноября 2020
17 ноября 2020
17 ноября 2020
17 ноября 2020
17 ноября 2020
17 ноября 2020
Один раз в месяц помимо ссылок на заметки делюсь жизнеными наблюдениями
— никакого спама и всегда можно отписаться