Ошибки при запуске бизнеса

Маркетинг

6 февраля 2019

0 161

Статья будет полезна для начинающих бизнесменов, которые планируют запустить первый бизнес и не прогореть с расчетами.

Друзья, всем привет! Замутить бизнес хочет каждый, тем более каждый хочет иметь успешный бизнес и не допускать ошибок, которые приводили бы к убыткам. Если мелкий бизнесмен в начале своего пути имеет право на ошибки, то от крупного федерального бизнеса мы ждем только развития. А что если и он оступается?

Разница в обороте финансов между средним и мелким бизнесом может быть колоссальной, но ее может и не быть практически совсем. Но то, что действительно отличает мелкий от среднего бизнеса – это качество управления финансами.

Почему я не рассматриваю крупный бизнес? Потому что в нашей стране его практически нет.

Давайте знакомиться:

Рустам – имеет торговую точку на рынке Артур – представляет средний бизнес федеральную сеть магазинов
Ошибки при запуске бизнеса Ошибки при запуске бизнеса
  • Рискует большей частью капитала;
  • Вкладывает средства в новые не тестированные направления;
  • Хорошо контролируемая цепочка делегирования полномочий;
  • Строго соблюдает манименеджмент;
  • Вкладывает средства только в проверенные безрисковые направления;
  • Длинная цепочка делегирования полномочий;

Надеюсь, вы поняли, что мелкий бизнес – это немного хайп, и Рустам готов рисковать ради получения наибольшей прибыли. Если мелкий бизнес – это не хайп, скажете вы, значит это франшиза, которую купил Рустам и работает по четко отработанному алгоритму.

Для понимания тут все просто:

Рустам не всегда готов мириться со своими масштабами (по доходу конечно), поэтому принимает на себя решение рисковать, и риск этот происходит, как правило, большей частью капитала. К примеру, закупка партии шуб летом и продажа их на зимний период, потому что достались они по очень хорошей цене.

Что может произойти в этом случае:

  • Рустам может прогореть, не продав шубы;
  • Рустам может их придержать на складе до начала сезона, и их съест моль;
  • если моль не съест шубы их могут просто не раскупить по многим причинам: высокая цена из-за издержек с хранением, жажда наживы, просто смена тренда моды.

и так далее…

И только один положительный исход – Рустам продаст все шубы и выйдет на доход.

Риск в этом случае, примерно, 100 к 1.

Как будет действовать Артур в подобной ситуации:

  • прежде чем закупать партию шуб летом, Артур проанализирует ситуацию на рынке и изучит спрос. Конечно, тут может быть допущено много ошибок из-за делегирования какому-нибудь говняненькому маркетологу, который готовился к отпуску, а ему шубы прилетели. Но сегодня не об этом.
  • спрос на шубы летом есть, Артур закупает партию шуб, размещает по 5 шуб в каждом своем магазине, тем самым перекрывая летний спрос на шубы. В случае негативного исхода, когда шубы не продаются, Артур рискует 5% от своего финансового оборота, более того, эти шубы довисят в торговом зале до сезона и точно будут проданы. Формула Карла Маркса «деньги-товар-деньги» отработает все равно, тут только встает вопрос времени, на который Артуру, в общем-то все равно.
  • ни спроса на шубы летом нет, ни места в торговом зале резко не осталось, а шубы съела моль. Артур потеряет свои деньги, но это будет всего лишь 5% от всего оборота, что на общем фоне и не отразится вовсе.

Это есть соблюдение манименеджмента и рисков управления капиталом.

План запуска среднего бизнеса

На самом деле так просто и наивно Артур не поступит.

После того, как Артур понял, что спрос на шубы летом все-таки есть, этот спрос надо попробовать подогреть, чем вызвать повышенный ажиотаж и привлечь внимание к своим шубам.

Покупатель ведь нынче капризный – побежит сравнивать летние предложения о продаже шуб во всех доступных торговых точках и выберет наиболее привлекательное.

Долгими подсчетами Артур прикинет возможную сумму денег, которой он мог бы рискнуть и расстаться без ущерба для бизнеса.

В отличие от Рустама, который замутит продажу шуб летом как основной и единственный бизнес, Артур готов инвестировать лишь малую долю своего капитала в новое направление.

Артур подготовит бизнес-план по запуску нового направления, может даже соберет команду или создаст новое подразделение в своем бизнесе:

  • снимет/купит дополнительные площади для отдела шуб и сопутствующих товаров;
  • запустит сайт интернет-магазина, потому что выяснит, что спрос на шубы летом происходит из сети интернет, поэтому нужен сайт и это важно;
  • запустит промо-ролик с шубами;
  • прокачает СМИ;
  • пригласит звезд в магазин на открытие нового направления.

Со стороны кажется, что Артур смог предусмотреть все до мелочей, но зритель узнает это только после яркого успеха или дикого провала.

Ошибки при запуске бизнеса

На каждой из этих стадий Артур может допустить ошибку, но не каждая ошибка может привести к провалу.

Нужно расставить приоритеты, собрать проверенную команду, делегировать этапы реализации бизнес-плана проверенным людям.

Исходя из анализа спроса Артур знает, что основной (может даже единственный) спрос на шубы летом исходит из интернета – не пойдет же покупатель по магазинам и спрашивать нет ли в продаже у них шуб. Он пойдет в интернет и посмотрит, кто предлагает шубы летом.

Значит, интернет-магазин – это самый важный этап запуска нового бизнеса. И его нужно доверять только проверенным людям, что Артур и сделал.

Были назначены сроки, оговорены бюджеты и спрогнозированы результаты.

Но к оговоренным срокам сайт интернет-магазина не запустили, наступил день открытия.

На открытие магазина пришли:

  • много народа, которые узнали о событии из СМИ;
  • сами СМИ пришли снять репортаж об открытии магазина;
  • приглашенные звезды, которые будут давать концерт.

Открытие прошло очень успешно – все остались довольны: зрители посмотрели выступление звезд, поели и выпили, СМИ отсняли шикарный репортаж, который повысит количество просмотров и, соответственно, рейтинги, Артур, потому что все прошло успешно, как и планировалось. Только шубы остались висеть в торговом зале, на них даже и внимание никто не обратил, потому что все пришли поглазеть на развлечение.

Планировалось, что ярким открытием Артур привлечет внимание к своему магазину и на следующий день люди залезут в интернет и найдут на сайте эти самые шубы, которые так хотел продать Артур.

Но ответственное лицо за создание и раскрутку интернет-магазина сообщает Артуру, что сайт не был запущен в срок и вообще будет готов только через пару месяцев.

Артур в шоке: ответственное лицо сообщает, что компания-разработчик затянула со сроками, долго перерисовывала макеты, да и с программированием у них там что-то…

Хорошо, когда можно все неудачи свалить на кого-то.

А, впрочем, уже какая разница, если сайта нет, продвижения нет, нет продаж и Артур в убытке. Он прогорел на своих шубах, и все из-за некомпетентного отношения одного из подчиненных к своей работе.

Компания-разработчик хоть трижды могла сорвать сроки, сделать все наперекосяк, но есть ответственное лицо, которое при малейшем сомнении в них могло разорвать контракт. Но не сделало этого, потому что было насрать на Артура, на его бизнес.

Вы спросите, Артур потерял лишь 10% своих финансов? Нет, он потерял намного больше: он потерял свою репутацию, а она восстанавливается в 100 или даже 1000000 (миллион) раз сложнее, чем финансы.

Как не допустить ошибок

Контроль – это единственный способ не допустить ошибок. Владелец любого бизнеса должен полностью контролировать ситуацию и подчиненных.

Артур не может знать способов достижения целей:

  • как сделать сайт;
  • как смонтировать видеоролик;
  • как договориться со СМИ;

у него другие задачи.

Каждый должен выполнять свои задачи и не лезть в другие.

В свою очередь, контроль должен быть умный.

Что такое умный контроль – это когда Артур ставя цели делегирует их исполнение своим доверенным лицам, а доверенные лица сообщают Артуру способы достижения этих целей.

И только после согласования способов достижения целей, их сроков и финансовых затрат, Артур должен контролировать каждый этап выполнения работ.

Без получения способов достижения целей от доверенных лиц никакого контроля быть не может – пропадает предмет контроля и начинается игра: я – начальник, ты – дурак; ты – начальник, я – дурак.


Мнение автора является его собственностью и не претендует на истину в последней инстанции.