Как продвигать сайты после запуска нового алгоритма по учету пользовательского опыта в Гугле
25 ноября 2020
Когда я анализирую посадочную страницу для seo-продвижения, я учитываю несколько групп факторов, а не только наличие текста на странице и заполненные метатеги. Статья написана в помощь владельцам бизнеса, чтобы они могли понять приблизительный объем и содержание работ по seo-оценке посадочных страниц.
Кроме этого, важным моментом в статье считаю свою оценку деятельности автоматизированных сервисов по seo анализу сайта и незаменимость ручного выполнения всего процесса оптимизации.
Содержание
Это группа факторов, отвечающих за коммерческую релевантность страницы поисковым запросам. Оценить наличие таких факторов проще-простого.
К примеру, среди коммерческих факторов я учитываю наличие на странице информационных блоков:
И еще ряд факторов, о которых я намеренно не расскажу.
Это группа факторов, которые объединяет одна цель — понятность возможных действий для пользователя на странице.
Перед оптимизацией сайта я планирую сценарии пользователя на сайте — его возможные пути следования до выполнения нужной мне цели. И чем проще будут эти сценарии, тем выше вероятность достижения цели пользователем.
А юзабилити факторы — это оценка понятности этих действий, всего лишь оценка (аудит), а не список работ, что нужно поменять чтобы было хорошо.
Чтобы построить сценарий пользователю нужно понимать его потребности и на каком этапе воронки продаж он сейчас находится, попав на страницу.
Заранее предугадать, кто зайдет ко мне на страницу я конечно не могу, поэтому моя работа заключается в тестировании гипотез, у которых разные вероятности отработки сценария.
Как придумать сценарий?
Никак, его не нужно придумывать, его нужно подтвердить статистикой.
К примеру, я планирую купить себе видеорегистратор и не знаю какой выбрать, но уже хочу прицениться. Я пойду в поиск искать интернет-магазины по продаже видеорегистраторов.
Это пока еще не сценарий, а только функционал сайта.
Чтобы функционал стал сценарием нужна последовательность событий.
Я зашел на страницу категории видеорегистраторы, отсортировал их по цене, выбрал разрешение камеры, ночную съемку и автозапуск в фильтрах.
На экране у меня осталось 3 модели, и я хочу их сравнить по другим параметрам. Я добавляю все 3 модели к списку сравнения и перехожу на эту страницу.
Вот тут и появляется сценарий — цепочка поведенческих действий пользователя.
И такие цепочки невозможно было бы отслеживать, если бы все пользователи вели себя на сайтах по-своему, но к моему счастью все пользователи ведут себя одинаково, поэтому строить гипотезы над вероятностями действий и складывать их в сценарии поведения достаточно просто.
Такие сценарии называются паттернами поведения, их ограниченное количество. Поэтому проводить эксперимент над исчисляемым множеством можно: процесс ограничен во времени.
После проведения нескольких итераций тестирования я принимаю решение о внедрении или отказе от какой-то доработки на сайте.
В последние 2 года пользовательские сценарии увеличили значимость в ранжировании сайтов, поэтому я постоянно провожу эксперименты и вношу доработки на сайт, что в свою очередь ведет к увеличению бюджета и времени на продвижение. Но такой способ работы показал положительные результаты на длительном отрезке времени, поэтому я придерживаюсь его.
Информационная ценность страницы — это полнота ответа на вопрос посетителя.
Возвращаясь к примеру с видеорегистратором, информационная ценность страницы категории будет заключаться в контентных и интерактивных блоках:
И еще ряд факторов, о которых я намеренно не расскажу.
Нужно учесть, что я ни слова не сказал про seo-текст, потому что информационную ценность он не несет. Но если в текстовом блоке автор расскажет, как выбрать видеореистратор, на какие характеристики стоит обратить внимание, то, скорее всего, такой текст будет полезен его читателю. В этом случае текстовый блок принесет пользу, потому что будет иметь информационную ценность.
Кстати, любой из вышеназванных контентных блоков может не нести в себе пользу, к примеру, фотографии могут быть нечеткими или характеристики товара могут быть неполными. Поэтому формальное употребление названия фактора в тексте — еще не залог успеха.
Под видимостью я подразумеваю процент поисковых фраз, по которым сайт присутствует в первой десятке результатов поиска умноженный на коэффициент кликабельности позиции.
Коэффициент кликабельности позиции, к сожалению, достоверно не известен, поэтому мне приходится довольствоваться исследованиями сторонних компаний.
Но полностью доверять таким исселованиям я не советую, поэтому сопоставляю эти данные со своей статистикой по клиентским проектам.
В итоге у меня получается какой-то усредненный коэффициент кликабельности, но тем не менее основанный на известных мне данных.
При оценке посадочной страницы важно понимать начальную точку видимости, в которой находится страница перед оптимизацией, чтобы в дальнейшем отслеживать динамику видимости по странице и проекту в целом.
Для клиента это показательная метрика, потому что внутреннюю оптимизацию и даже некоторые изменения на сайте нельзя принимать за точки роста проекта.
Некоторые оптимизаторы пользуются такими уловками и демонстрируют выполненные работы, как динамику развития проекта, хотя эти данные далеки от достоверности и не отражают сути клиентского seo.
Более достоверные метрики, важные для клиента — это пользовательские метрики. То есть те метрики, которые основаны на статистике посещений сайта.
Пользовательские метрики — это метрики, отражающие результаты взаимодействия посетителя и сайта.
Поисковые системы дают возможность отслеживать пользовательские метрики с помощью своих систем статистики. В Яндексе — это Яндекс.Метрика,в Гугле — это Гугл.Аналитикс.
К сожалению, функционала отслеживания видимости в системах статистики поисковиков нет, поэтому я довольствуюсь не 100% релевантной формулой расчета видимости, о которой рассказывал выше.
Видимость наглядно отражает популярность сайта по группе поисковых фраз и позволяет прогнозировать поисковый трафик.
По одной поисковой фразе малоэффективно оптимизировать посадочную страницу, потому что видимость страницы будет достаточно низкой. И на этом утверждении я основываю свою гипотезу о том, что поисковые системы дают предпочтение страницам, у которых видимость по группе запросов выше. На первый взгляд может показаться, что я нарушил причинно-следственную связь в своих рассуждениях: чем выше видимость, тем больше трафика, но верно и обратное, чем больше видимость, тем больше трафика. Ошибки тут нет, потому что сначала страница получает видимость, а потом видимость дает шанс странице получить трафик. Ведь необязательно на сайт будут кликать, или этот домен уже знают и умышленно обходят его стороной, потому что помнят негативный опыт от его посещения в прошлом.
Поэтому сначала видимость, потом подтверждение трафиком. Это своеобразный тест поисковой системы на качество страницы — ее информационную ценность.
Казалось бы, на первый взгляд, цитируемость — это количество обратных ссылок на страницу с других сайтов.
Отчасти так и есть — обратные ссылки тоже входят в понятие цитируемости, но не только ссылки.
Рерайт — яркий пример цитируемости. Неочевидно, но факт. Поисковые системы почти умеют распознавать рерайт и связывать первоисточник и зарерайченный текст, тем самым повышая значимость первоисточника и занижая страницу-рерайт.
Еще одним примером цитируемости является цитата на других сайтах с первоисточника.
Цитаты могут быть с указанием ссылки на первоисточник и без указания ссылки, но хуже или лучше они от этого не становятся.
Я применяю только те средства автоматизации, которые сам разрабатывал или принимал участие в разработке и тестировании. Сторонним сервисам я не доверяю, чревато нарваться на баг или недостоверность информации.
Поэтому я стараюсь автоматизировать некоторые этапы сбора данных и их обработку, но за ходом выполнения всего процесса я слежу вручную. На любом этапе может возникнуть ситуация, в которой решение нужно принимать в зависимости от полученных данных, система этого не умеет, а я умею.
Аудит коммерческих факторов я могу передать на аутсорс. Поиск на заданной странице точного вхождения строки по маске — задача, которую можно доверить подрядчику.
С аудитом юзабилити факторов все сложнее, такую задачу передать некому, потому что она требует вариативного исполнения и заалгоритмизировать это я пока не научится.
Такая же ситуация с факторами информационной ценности. Слишком вариативное их присутствие не позволяет мне делегировать этот этап подрядчику. Я могу заниматься обучением работников, но потрачу больше времени, чем буду сам заниматься этой задачей. А еще подрядчикам нужно платить. Двойная невыгода.
Самым поддающимся автоматизации этапом является расчет видимости страницы в поиске. Думаю, не стоит долго объяснять, что существует формула расчета видимости, и несложно написать алгоритм, который будет собирать данные и подвергать их математическим изменениям, а на выходе выдавать интересующий меня результат.
Цитируемость страницы в интернете — поддается частиной автоматизиции. В частности, поиск обратных ссылок и упоминаний о странице на других сайтах. Остальное, к сожалению, пока выполняется вручную.
Полной автоматизации оценки seo параметров посадочной страницы не существует, следовательно, все сервисы, которые за секунды проводят seo анализ сайта и указывают на его ошибки — не более, чем поверхностный анализ каких-то seo показателей, которые и без этого сервиса доступны для просмотра.
Я не рекомендую слепо доверять отчетам из автоматизированных seo-сервисов.
Автоматизированный сервис может оперировать только числовыми метриками по заранее заданным формулам, поэтому чтобы доверять таким сервисам нужно знать эти формулы, а сервис их не раскрывает. Это черный ящик, на выходе из которого мы получаем рандом.
В моей практике были случаи, когда конкуренты переманивали клиента, указывая ему на многочисленные ошибки, собранные через seo-сервис. Перед этим, конечно, болтуны много ссали ему в уши по поводу низкой стоимости продвижения в их конторе и гарантий исправления ошибок на его сайте.
Но не все так печально, как кажется — на провокации может вестись только некомпетентный человек, поэтому я не расстроился, что у меня увели некомпетентного клиента. Я уверен, что настанет время, когда такая же контора пришлет ему такой же отчет, нассыт в уши и он опять поведется. Такия клиенты неисправимы, и пока они будут существовать, будут существовать недобросовестные конторы, переманивающие клиентов и бестолковые seo-сервисы по поиску ошибок на сайте.
Руками и головой работать куда тяжелее, чем пропустить сайт через автоматизированный сервис и получить готовый результат.
Вот только вы, владельцы бизнесов, не задумывались, что если контора пользуется автоматизированными сервисами, то с какой стати она будет использовать ручной труд и знания сеошников при продвижении вашего сайта? Куда ведь проще и дешевле загнать ваш сайт в автоматизированный сервис:
и прочие-прочие автоматизированные сервисы.
Один раз в месяц помимо ссылок на заметки делюсь жизнеными наблюдениями
— никакого спама и всегда можно отписаться